Надо — значит надо!
Даже при завершении роста ребенка после 16-20 лет (по мнению ортопедов) регулярное выполнение комплексов ЛФК необходимо, хотя в этом возрасте оно имеет больше реабилитационную, чем лечебную цель (поддержание мышечного и жизненного тонуса, улучшение кровоснабжения мышц спины и т.д.).
В детском же возрасте ЛФК является именно лечебным воздействием, основные цели которого:
- разгрузка позвоночника,
- устранение существующего мышечного дисбаланса,
- правильное развитие и укрепление всего связочно-мышечного аппарата туловища,
- формирование у ребенка правильных нервно – мышечных реакций (осанка).
Однако очень часто эффективность ЛФК бывает невысокой из-за нерегулярного выполнения детьми комплексов ЛФК. Самостоятельные занятия дома проходят от случая к случаю и родители не всегда могут отследить правильность и полноту их выполнения. Занятия же со специалистом строятся с учетом нужных амплитуды движений и продолжительности задержек при статических упражнениях. Таким образом, если ребенок не получает полноценную, регулярную нагрузку, то болезнь продолжает прогрессировать.
Что же делать?
Во-первых, нужно провести беседу с ребенком, объяснить ему насколько важно его ответственное отношение к выполнению упражнений лечебной физкультуры. Как это сделать – зависит от педагогического таланта родителей и знания психологии своего ребенка. Ребенок должен быть активным участником процесса лечения, в этом особенность сколиоза: здесь очень много зависит от самого больного, уколами или массажем с этой болезнью не справиться. Поэтому ребенок должен «играть на стороне врача, а не болезни». (В качестве примера: можно показать ребенку его контрольный снимок, где видны отклонения от нормы и внушить ему, что все изменится в лучшую сторону, если…). Только следует помнить, что ребенок не воспринимает разговоры о переменах в будущем , он живет в реальном времени и понимает только то, что есть сейчас.
Во-вторых, родителям нужно постараться найти хороший физкультурный диспансер с профессиональным, грамотным методистом ЛФК, умеющим убеждать и стимулировать детей к лучшим результатам. Идеально, чтобы ребенок постоянно занимался в диспансере или хотя бы несколько занятий в неделю проводил в группе, чтобы привыкнуть к нагрузкам и освоить упражнения.
Следует помнить, что лечить всегда труднее, чем предупредить развитие паталогического процесса. Девизом лечебной физкультуры стал афоризм Тиссо:
Движение может заменить разные лекарства, но ни одно лекарство не в состоянии заменить движение.
Отношение родителей к физическому воспитанию влияет на формирование детских предпочтений. Так как здоровье ребенка «в руках родителей», то их обязанностью является воспитать устойчивую привычку у детей к занятиям утренней гимнастикой, играм и упражнениям и сделать их такими же обязательными, как утреннее умывание и чистка зубов.